Монголия, Mongolia
Монголия, Mongolia

Монголия (монг. Монгол Улс, старомонг. Monggol ulus.svg) — государство в Восточной Азии. Граничит с Россией на севере и с Китаем на востоке, юге и западе. Выхода к морю не имеет.
Государство является участником почти всех структур ООН, а также некоторых структур СНГ в качестве наблюдателя. Официальный язык — монгольский, с письменностью на кириллице.

История.
Древняя история Монголии.
В доисторические времена территорию Монголии покрывали леса и болота, на плоскогорьях расстилались луга и степи. Первые гоминиды, чьи останки обнаружены на территории Монголии, имеют возраст около 850 тыс. лет.
Создание Хуннской империи.
В IV веке до н. э. в степи, примыкавшей к окраине Гоби складывается новый народ — хунны. В III веке до н. э. хунны, населявшие территорию Монголии, вступили в борьбу с китайскими государствами. В 202 году до н. э. была создана первая империя кочевых племён — империя Хуннов под предводительством Модун Шанью, сына степных кочевников. О существовании империи хунну есть много свидетельств из китайских источников разных эпох. Хунны до 93 г. н. э. правили в монгольской степи, а после них появлялись несколько монгольских, тюркских, уйгурских и киргизских ханств, такие как Сяньби, Жужаньский каганат, Восточно-тюркский каганат, Уйгурский каганат, Кыргызский каганат и Киданьский каганат.

Становление Монгольского государства.
В начале XII века разрозненные монгольские племена предприняли очередную попытку объединиться в государство, которое напоминало скорее союз племён и вошло в историю под названием Хамаг Монгол. Его первым правителем был Хайду-хан. Его внук Хабул-хан был уже в состоянии одержать временную победу над соседними районами империи Цзинь, и от него откупились небольшой данью. Однако его преемник Амбагай-хан был схвачен враждебным монгольским племенем татар (в дальнейшем, название «татары» было закреплено за тюркскими народностями) и передан чжурчжэням, которые предали его мучительной казни. Через несколько лет татарами был убит Есүгей баатар (монг. Есүхэй баатар), отец Темучжина (монг. Тэмүүжин) — будущего Чингисхана
К власти Темучин шёл постепенно, сначала ему оказал покровительство Ван-хан, правитель кереитов в Центральной Монголии. Как только Темучин обрёл достаточное количество сторонников, он покорил три самых сильных племенных объединения в Монголии: татарское на востоке (1202 год), своих бывших покровителей кереитов в Центральной Монголии (1203) и найманов на западе (1204 год). На курултае — съезде монгольской знати в 1206 году — он был провозглашён верховным ханом всех монголов и получил титул Чингисхана.
Создание империи Чингисхана и Монгольская империя.
Монгольская империя появилась в 1206 году в результате объединения монгольских племён между Маньчжурией и Алтайскими горами и провозглашения Чингисхана верховным ханом. Чингисхан правил Монголией с 1206 года по 1227 год. Монгольское государство значительно расширилось за счёт ведения Чингисханом ряда военных кампаний — известных своей жестокостью — охвативших большую часть Азии и территории Китая (Улус Великого Хана), Средней Азии (Чагатайский улус), Ирана (Государство Ильханов) и часть Киевской Руси (улус Джучи или Золотая Орда). Это была самая крупная империя, включавшая в себя самую большую в мировой истории смежную территорию. Она простиралась от современных Польши на западе до Кореи на востоке, и от Сибири на севере до Оманского залива и Вьетнама на юге.
Однако вследствие значительных различий культур завоёванных земель, государство оказалось неоднородным, и с 1294 года начался медленный процесс распада.

Монгольская империя Юань (1271—1368).
В 1260 году после перенесения столицы из Каракорума в Ханбалык на территории современного Китая началось проникновение тибетского буддизма в среду монгольской знати. В 1351 году в результате антимонгольского восстания империя Юань была разрушена, а Китай отделился от Монголии. В 1380 году войска китайской династии Мин сожгли Каракорум.
Постимперский период (1368—1691).
После возвращения юаньских ханов в Монголию была объявлена династия Северная Юань. Последующий период, т. н. период «малых ханов», характеризовался слабой властью великого хана и постоянными междоусобными войнами. Неоднократно верховная власть в стране переходила в руки не-чингисидов, например, ойратского Эсэн-тайши. Последний раз объединить разрозненные монгольские тумены удалось Даян-хану Бату-Мункэ к концу XV века.
В XVI веке в Монголию вновь проник и занял твёрдые позиции тибетский буддизм. Монгольские и ойратские ханы и князья активно участвовали в тибетских междоусобицах между школами гелуг и кагью.

Позднемонгольские государства в составе империи Цин.
Маньчжуры оккупировали:
в 1636 году — Внутреннюю Монголию (ныне автономный район Китая),
в 1691 году — Внешнюю Монголию (ныне государство Монголия),
в 1755 году — Ойрат-Монголию (Джунгарское ханство (ныне входит в состав Синьцзян-Уйгурского Автономного Района Китая и частично — Казахстана),
в 1756 году — Танну-Урянхай (Тува, ныне входит в состав России),
и включили их в состав всекитайской империи Цин, управляемой маньчжурской династией Айсин-Гёро. Вновь независимость Монголия обрела в 1911 году во время Синьхайской революции, разрушившей империю Цин.
Богдо-ханская Монголия.
В 1911 году в Китае произошла Синьхайская революция, разрушившая империю Цин.
В 1911 году в Монголии произошла национальная революция. Во главе провозглашённого 1 декабря 1911 года монгольского государства находился Богдо-хан (Богдо-гэгэн VIII). По Кяхтинскому договору 1915 года Монголия была признана автономией в составе Китайской республики. В 1919 году страна была оккупирована китайцами, а автономия была ликвидирована генералом Сюй Шучжэном. В 1921 году дивизия русского генерала Р. Ф. фон Унгерн-Штернберга совместно с монголами выбила китайцев из столицы Монголии — Урги. Летом 1921 года войска РСФСР, Дальневосточной республики и красных монголов нанесли ряд поражений Унгерну. В Урге было создано Народное правительство, власть Богдо-гэгэна была ограничена. После его смерти в 1924 г. Монголия была объявлена народной республикой.
Вплоть до окончания Второй мировой войны единственным государством, признавшим независимость Монголии, был СССР.

Монгольская Народная Республика.
В 1924 году, после смерти религиозного лидера и монарха Богдо-хана, при поддержке со стороны Советского Союза, была провозглашена Монгольская Народная Республика. К власти пришли Пелжедиин Генден, Анандин Амар и Хорлогийн Чойбалсан. С 1934 года Сталин требовал от Гендена развернуть репрессии против буддийского духовенства, чего Генден не хотел, будучи глубоко религиозным человеком. Он старался уравновесить влияние Москвы и даже обвинял Сталина в «красном империализме» — за что и поплатился: в 1936 году был смещён со всех постов и помещён под домашний арест, а затем «приглашён» на отдых на Чёрное море, арестован и расстрелян в Москве в 1937 году. На его месте оказался Амар, который тоже был вскоре снят со своих постов и расстрелян. Страной стал управлять Чойбалсан, четко выполнявший все указания Сталина.
С начала 1930-х годов набирали свою силу репрессии по образцу советских: была проведена коллективизация крупного рогатого скота, уничтожение буддийских монастырей и «врагов народа» (в Монголии к 1920 году приблизительно одна треть мужского населения были монахами, и функционировало около 750 монастырей). Жертвами политических репрессий, имевших место в 1937—1938 годах, стали 36 тысяч человек (то есть около 5 % населения страны), больше половины из которых составили буддийские монахи. Религия была запрещена, были уничтожены сотни монастырей и храмов (полностью или частично уцелели только 6 монастырей).
Японский империализм был для Монголии важнейшей внешнеполитической проблемой, особенно после вторжения японцев в соседнюю Маньчжурию в 1931 году. В Советско-японской войне 1939 года совместными действиями советских и монгольских войск на Халхин-Голе была отражена агрессия Японии на территорию республики. Монголия, как союзник СССР, оказала посильную экономическую помощь СССР в годы Великой Отечественной войны, также принимала участие в разгроме японской Квантунской армии в 1945 году.
В августе 1945 года монгольские войска также участвовали в советско-монгольской стратегической наступательной операции во Внутренней Монголии. Угроза воссоединения Внутренней и Внешней Монголии заставила Китай пойти на предложение о референдуме по признанию статус-кво и независимости Монгольской Народной Республики. Референдум состоялся 20 октября 1945 года, и (в соответствии с официальными цифрами) 99,99 % избирателей, внесённых в списки, проголосовали за независимость. После создания КНР, обе страны взаимно признали одна другую 6 октября 1949 года. После признания независимости со стороны Китая Монголию признали другие государства. Китай несколько раз ставил вопрос о «возвращении» Внешней Монголии, но получал категорический отказ со стороны СССР. Последней страной, признавшей независимость Монголии, стала Китайская Республика (Тайвань) в связи с потерей националистической партией Гоминьдан в 2002 году большинства в парламенте.
26 января 1952 года к власти пришёл Юмжагийн Цэдэнбал, бывший соратник Чойбалсана. В 1956, и вновь в 1962 году, МНРП осудила культ личности Чойбалсана, в стране произошла относительно нерепрессивная коллективизация сельского хозяйства, сопровождавшаяся внедрением в народные массы бесплатной медицины и образования и определённых социальных гарантий. В 1961 году МНР стала членом ООН, в 1962 году — членом возглавляемой СССР организации Совета Экономической Взаимопомощи. На территории Монголии были размещены части 39-й общевойсковой армии и другие войсковые части Забайкальского военного округа (55 тыс. чел.) СССР, МНР встала на сторону СССР в период обострения советско-китайских отношений. Монголия стала получателем массированной экономической помощи со стороны СССР и ряда стран СЭВ.
В связи с тяжёлой болезнью, в августе 1984 года при непосредственном участии ЦК КПСС Ю. Цэдэнбал был смещён со всех постов, отправлен на пенсию и вплоть до самой смерти в 1991 году находился в Москве. Генеральным секретарём ЦК МНРП, Председателем Президиума Великого Народного Хурала стал Жамбын Батмунх.

Перестройка в Монголии.
В 1987 году Ж. Батмунх вслед за СССР объявил о курсе на Перестройку. 7 декабря 1989 г. состоялся первый несанкционированный властями митинг, лозунгами которого стали курс на демократизацию страны, обновление партии, ведение жесткой борьбы с недостойными общественными явлениями. В январе — марте 1990 года возникло несколько оппозиционных партий и движений (Движение социалистической демократии, Монгольская демократическая партия, Монгольская социал-демократическая партия и другие). В марте 1990 года прошёл пленум МНРП, на котором члены её Политбюро подали в отставку, а 21 марта 1990 года был избран новый Генеральный секретарь Гомбожавин Очирбат. В мае 1990 года на сессии ВНХ была исключена статья Конституции о руководящей роли МНРП, приняты Закон о политических партиях, решение о досрочных выборах и об учреждении в стране Малого государственного Хурала и поста президента. Пленум ЦК партии также принял решения: об исключении из рядов МНРП Ю. Цэдэнбала (его заочно обвинили в том, что в период его руководства страной многие члены партии подверглись преследованиям и гонениям), о начале работы по реабилитации невинно осуждённых и пострадавших в годы политических репрессий 1930—1950-х годов. На первом заседании обновлённого Политбюро ЦК МНРП было принято решение о переходе на самофинансирование МНРП и сокращении бюрократического аппарата, в частности аппарата ЦК партии. Также Политбюро разрешило издание новой независимой газеты. В августе 1990 года прошли первые выборы на многопартийной основе Великого Народного Хурала, победу на которых одержала МНРП (61,7 % голосов). Несмотря на победу МНРП пошла на создание первого коалиционного правительства, хотя первый президент Пунсалмаагийн Очирбат (делегат от МНРП) был избран не всенародным голосованием, а на сессии Великого Народного Хурала. В феврале 1991 года на XX съезде МНРП Генеральным секретарём был избран Б. Даш-Ёндон, который провозгласил в качестве партийной идеологии так называемую «центристскую идеологию». После запрета КПСС, в сентябре 1991 года президент П. Очирбат утвердил закон МНРП «Об отказе от партийного членства при исполнении должностных обязанностей», распространённый на президента, вице-президента, председателя Малого Хурала, председателей судов, членов судов и судей всех уровней, прокуроров и следователей всех уровней, военнослужащих, полиции, органов государственной безопасности, исправительно-трудовых колоний, дипломатических служб, руководителей и сотрудников государственной прессы и информационной службы.

Современная Монголия.
В январе 1992 года была принята новая Конституция Монголии, а в феврале того же года — новая программа МНРП. Однако МНРП сохраняла власть: на прошедших в июне 1992 года выборах в Великий Народный Хурал она получила 70 мест, «Демократический Альянс» — только 4 места, МСДП — 1 место и 1 мандат был предоставлен беспартийному самовыдвиженцу. МНРП начало быстро осуществлять рыночные реформы, в частности приватизацию — в 1993 году частный сектор произвел 60 % ВВП страны. Поголовье скота возросло с 25,8 млн голов в 1990 году до 28,5 млн голов в 1995 году. Однако в кризисе оказалась перерабатывающая промышленность (число занятых в ней сократилось с 123400 человек в 1990 году до 67300 в 1995 году).
Вскоре экономическое положение резко ухудшилось и в начале 1993 года в Улан-Баторе была введена карточная система: столичный житель в месяц получал 2,3 кг муки 1-го сорта, 1,7 кг муки 2-го сорта и 2 кг мяса. Инфляция за 1992 год составила 352 %. В июне 1993 года на всеобщих президентских выборах победил П. Очирбат (57,8 % голосов), который ранее отказался от членства в МНРП и был выдвинут оппозиционными партиями. В январе 1996 года было введено государственное финансирование партий. На парламентских выборах 1996 года победу одержал оппозиционный Демократический союз (50 мест), тогда как МНРП получила только 25 мест. Демократический союз продолжил приватизацию, отпустил цены, провел чистку госаппарата от членов МНРП. Результатом стало возвращение к власти МНРП: в мае 1997 года кандидат от этой партии Н. Багабанди стал президентом Монголии, а в 2000 году партия выиграла выборы в Великий Народный Хурал, получив 72 из 76 мандатов. Победе МНРП фактически способствовало убийство 2 октября 1998 года популярного лидера демократического движения С. Зорига. В 2001 году представитель МНРП Н. Багабанди был переизбран президентом. Вскоре в МНРП возник раскол, ряд членов был исключен из партии. В 2004 году МНРП на парламентских выборах получила только 38 мандатов, что привело к формированию коалиционного правительства во главе с демократом Ц. Элбэгдоржем.
Вскоре МНРП взяла реванш: на президентских выборах 2005 года победил её кандидат Н. Энхбаяр, а в 2006 году 10 министров-членов МНРП вышли из коалиционного правительства, что привело к его отставке. В 2008 году после парламентских выборов и (в конечном счёте МНРП получила 39 мандатов, а Демократическая партия 25 мест) было образовано коалиционное правительство: 8 членов МНРП и 5 членов Демократической партии. На президентских выборах 2010 года победу одержал представитель Демократической партии Ц. Элбэгдорж. В 2012 году был арестован и осужден экс-президент Н. Энхбаяр за события во время «юрточной революции», за растрату государственного имущества и взятки. В том же году Демократическая партия получила большинство мест в парламенте.

География.
Рельеф местности.
Монголия имеет площадь 1 564 116 км² (19 место в мире) и в основном представляет собой плато (возвышенная равнина с ровной или волнистой слабо расчленённой поверхностью, ограниченная отчётливыми уступами от соседних равнинных пространств) приподнятое на высоту 900—1500 м над уровнем моря. Над этим плато возвышается ряд горных массивов и хребтов. Самый высокий из них — Монгольский Алтай, протянувшийся на западе и юго-западе территории страны на расстояние 900 км. Его продолжением являются более низкие, не образующие единого массива хребты, получившие общее название Гобийский Алтай.
Вдоль границы с Сибирью на северо-западе Монголии расположены несколько хребтов, не образующих единого массива: Хан Хухэй, Улан Тайга, Восточный Саян, на северо-востоке — горный массив Хэнтэй, в центральной части Монголии — массив Хангай, разделяющийся на несколько самостоятельных хребтов.
На восток и юг от Улан-Батора в сторону границы с Китаем высота Монгольского плато постепенно уменьшается, и оно переходит в равнины — плоские и ровные на востоке, холмистые на юге. Юг, юго-запад и юго-восток Монголии занимает пустыня Гоби, которая продолжается на севере центральной части Китая. По ландшафтным признакам Гоби — пустыня отнюдь не однородная, она состоит из участков песчаных, скалистых, покрытых мелкими осколками камней, ровных на многие километры и холмистых, разных по цвету — монголы выделяют особо Жёлтую, Красную и Чёрную Гоби. Наземные источники воды здесь очень редки, но уровень подземных вод высокий.
Реки Монголии рождаются в горах. Большинство из них — верховья великих рек Сибири и Дальнего Востока, несущих свои воды в сторону Северного Ледовитого и Тихого океанов. Самые крупные реки страны — Селенга (в границах Монголии — 600 км), Керулен (1100 км), Тэсийн-Гол (568 км), Онон (300 км), Халхин-Гол, Кобдо и др. Самая полноводная — Селенга. Она берёт начало с одного из хребтов Хангая, принимает в себя несколько крупных притоков — Орхон, Хануй-Гол, Чулутын-Гол, Дэлгэр-Мурэн и др. Скорость её течения — от 1,5 до 3 м в секунду. В любую погоду её быстрые холодные воды, текущие в глинисто-песчаных берегах, а потому всегда мутные, имеют тёмно-серый цвет. Селенга замерзает на полгода, средняя толщина льда — от 1 до 1,5 м. Имеет два паводка в году: весенний (снеговой) и летний (дождевой). Средняя глубина при самом низком уровне воды — не менее 2 м. Покинув пределы Монголии, Селенга течёт по территории Бурятии и впадает в Байкал.
Реки в западной и юго-западной частях страны, стекая с гор, попадают в межгорные котловины, выхода в океан не имеют и, как правило, заканчивают свой путь в одном из озёр.
В Монголии насчитывается свыше тысячи постоянных озёр и гораздо большее количество временных, образующихся в период дождей и исчезающих в период засухи. В раннечетвертичный период значительная часть территории Монголии представляла собой внутреннее море, разделившееся позднее на несколько крупных водоёмов. Нынешние озёра — то, что от них осталось. Самые крупные из них находятся в котловине Больших озёр на северо-западе страны — Убсу-нур, Хара-Ус-нур, Хиргис-нур, глубина их не превышает нескольких метров. На востоке страны имеются озера Буйр-нур и Хух-нур. В гигантской тектонической впадине к северу от Хангая расположено озеро Хубсугул (глубина до 238 м), схожее с Байкалом по составу воды, реликтовой флоре и фауне.

Климат.
В Монголии резко континентальный климат с суровой зимой и сухим жарким летом. В столице, городе Улан-Баторе, расположенном примерно посередине между горными массивами северо-запада и пустынной засушливой зоной юго-востока страны, температура колеблется от минус 25° С — 35° С зимой, до плюс 25° С — 35° С летом. Улан-Батор — одна из самых холодных зимних столиц в мире: самый холодный месяц — январь. Самый тёплый месяц — июль.
Если на северо-западе ежегодно выпадает 250—510 мм осадков, то в Улан-Баторе — лишь 230—300 мм, ещё меньше осадков выпадает в пустынной области Гоби.
В горных районах, на севере и западе страны часто бывает холодно. На большей части страны летом жарко и очень холодно зимой, со средними показателями января понижающимися до −30 °C.

Религия.
Краткая история.
В 1578 году в стране был официально принят тибетский буддизм, однако шаманизм продолжает практиковаться небольшой частью населения (в первую очередь на севере страны). К моменту Народной революции 1921 года в стране насчитывалось 755 буддистских монастырей и 120 тысяч монахов и священников (при общем населении страны в 650 тыс. чел.).
В конце 1934 года в Монголии насчитывалось 843 главных буддистских монастыря, около 3000 храмов и часовен и 6000 других строений, принадлежащих монастырям. Монахи составляли 48 % взрослого мужского населения. В результате репрессий, к концу 1930-х годов все монастыри были закрыты или уничтожены, а их имущество национализировано, однако только часть строений была использована, подавляющая часть монастырей разрушена (из всех относительно сохранились только 6). По минимальной оценке 18 тысяч монахов были казнены. Только в одном из массовых захоронений, обнаруженных у города Мурэн, были найдены останки 5 тысяч расстрелянных монахов (то есть свыше 1 % всего взрослого населения страны на тот период).
После Второй мировой войны антирелигиозная политика была смягчена: в 1949 году в Улан-Баторе был снова открыт монастырь Гандан, с 1970 года при нём начал работу Буддийский университет, в 1979 и 1982 годах Монголию посетил Далай-лама XIV. Видимо руководство МНР как и советское рассматривало религиозную организацию как орган борьбы за мир, потому Буддийская община Монголии с 1969 года стала членом Азиатской буддийской конференции за мир. Декларированная конституцией 1960 года свобода вероисповедания была обеспечена только в конце 1980-х годов, и началось возрождение традиционных буддизма, шаманизма, ислама (среди казахов). С начала 1990-х годов начали свою деятельность зарубежные христианские миссии, бахаисты, мунисты и мормоны.

Буддизм в Монголии.
Тибетский буддизм является традиционной религией всех монголоязычных народов и народностей Монголии, а также тюркоязычных тувинцев. Буддисты составляют 53 % населения, абсолютное большинство во всех регионах Монголии за исключением аймака Баян-Улгий. Среди них встречаются и некоторое количество шаманистов, чаще всего сочетающих исповедание буддизма, поэтому точное определение доли шаманистов не представляется возможным.

Ислам в Монголии.
Казахи, составляющие 88,7 % населения аймака Баян-Улгий и 11,5 % населения аймака Ховд (несколько тысяч казахов мигрировало в Улан-Батор и др. крупнейшие города севера страны), традиционно исповедуют суннитский ислам. Их численность в 1956 году составляла 37 тыс. (4,3 % населения), к 1989 году возросла до 121 тыс. (6,1 % населения). Массовая репатриация казахов-оралманов в Казахстан привела к сокращению их числа до 103 тыс. (4,3 %) в 2000 году. Однако к 2007 году численность казахов вновь возросла до 140 тыс. (5,4 % населения). Численность других мусульманских этносов (узбеки, уйгуры, татары и др.) в сумме не превышает нескольких сот человек. На северо-западе Монголии в Убсунурском аймаке имеется небольшая (9 тыс. чел. по данным переписи 2000 г., 7 тыс. чел по данным текущего регистрационного учёта в 2007 г.) этническая группа хотонов, которые были переселены в Монголию из Восточного Туркестана св.300 лет назад и в то время были тюрками-мусульманами. За прошедшее время хотонами был воспринят монгольский язык, а большая часть исламской обрядности была вытеснена перенятой у окружающего населения буддийской и шаманистской. Хотоны сохранили только некоторые элементы исламских традиций (в частности обрезание). В настоящее время в среде хотонов растет исламская самоидентификация.
Христианство в Монголии.
По данным «Энциклопедии религий» Дж. Г. Мелтона в 2010 году в Монголии насчитывалось 47,1 тыс. христиан. Исследование Pew Research Center насчитало в стране 60 тыс. христиан. При этом, за десятилетие 2000—2010 гг. христианство было самой быстрорастущей религией страны (ежегодный прирост составлял 6 %).
Большинство монгольских христиан — прихожане различных протестантских церквей (34-40 тыс. верующих). Численность католиков оценивается в 200 человек. Ещё 9 тыс. верующих относятся к маргинальному христианству (преимущественно мормоны и свидетели Иеговы).
По данным церковных источников, в 2007 году в стране действовало по меньшей мере ещё 250 незарегистрированных евангелических церквей.
Православия в стране придерживаются 1,4 тыс. человек. Значительную долю прихожан Свято-Троицкого прихода Русской православной церкви в Улан-Баторе составляют осевшие в городе выходцы из бывшего СССР, а также приезжающие в Монголию на работу, учёбу или отдых граждане РФ, Украины, Белоруссии и др. стран. В 2009 году в Улан-Баторе был освящён православный Троицкий храм; Троицким приходом начала издаваться православная газета на монгольском языке. Имеются планы строительства храма-часовни в Эрдэнэте.

Общество и культура.
Культура Монголии находится под сильным влиянием традиционного монгольского кочевого образа жизни, а также под влиянием тибетского буддизма, китайской и русской культур.
Ценности и традиции.
Любовь к своему происхождению и семье ценятся в монгольской культуре; это проявляется во всем, от старой монгольской литературы и до современной поп-музыки. Другой важнейшей характерной чертой степняков является гостеприимство. Юрта — важная составляющая монгольской национальной самобытности; вплоть до настоящего времени в юртах проживает много монголов.

Здоровье.
С 1990 года в Монголии происходят социальные перемены и улучшения в здравоохранении. Существует ещё немало возможностей для совершенствования, особенно в малонаселённых районах. Младенческая смертность в Монголии — 4,3 % в то время как средняя продолжительность жизни женщин составляет 70 лет; для мужчин — 65 лет. Общий коэффициент рождаемости в стране (SFT) — 1,87.
Система здравоохранения включает в себя 17 специализированных больниц, четыре региональных диагностических и лечебных центра, девять районных больниц, 21 аймачная и 323 сомонные больницы. Кроме того, есть 536 частных больниц. В 2002 году в стране было 33 273 работников здравоохранения, из которых 6 823 — врачи. На 10 000 жителей Монголии приходится 75,7 больничных коек.

Искусство, литература и музыка.
Одни из самых ранних примеров монгольского изобразительного искусства — наскальные рисунки и бронзовое и медное оружие с изображениями животных. Тут также находится каменная стела железного века. На монгольское искусство сильное влияние оказали изобразительные каноны тибетского буддизма, а также индийское, непальское и китайское искусство. В начале XX века в Монголии начала развиваться традиция светской живописи, её основоположником стал Балдугийн Шарав. После революции долгое время единственным допустимым стилем в монгольской живописи был социалистический реализм, и лишь в 1960-е годы художники получили возможность отойти от канонов. Первыми представителями модернизма в Монголии были Чойдогийн Базарваань и Бадамжавын Чогсом.
Старейшим литературно-историческим памятником является «Сокровенное сказание монголов» (XIII в.). В XIII—XV вв. создаются повести («Сказ о 32 деревянных людях»), литература дидактического характера («Поучения Чингис-хана», «Ключ разума», «Шастра о мудром мальчике сироте и девяти сподвижниках Чингис-хана», «Повесть о двух скакунах Чингис-хана»), переводятся буддийские трактаты с санскрита, тибетского и уйгурского языков. В XVIII веке после продолжительного периода смут возобновляется перевод буддийской литературы с тибетского языка, а также романов и новелл с китайского. После революции 1921 года появляются переводы художественных произведений с русского языка. Одним из основоположников современной монгольской литературы является писатель, поэт и общественный деятель Дашдоржийн Нацагдорж, первый переводчик произведений Пушкина на монгольский язык. С 50-х годов XX века на монгольский язык переводится классические произведения мировой литературы, монгольская проза и поэзия получает мощный толчок к развитию, ознаменованный такими именами, как Ч. Лодойдамба, Б. Ринчен, Б. Явуухулан. Произведения данных авторов вошли в изданную в СССР в первой половине 80-х гг. XX века «Библиотеки монгольской литературы» в 16 томах. К поколению молодых литераторов начала XXI века относится поэт и писатель Г. Аюрзана, удостоенный в 2003 году премией Союза монгольских писателей «Золотое перо» за роман «Мираж».
Инструментальный ансамбль занимает важное место в монгольской музыке. Народные инструменты: аманхур (варган), моринхур (т. н. «монгольская виолончель») и лимб (бамбуковая флейта). Существуют традиционные произведения для ключевых инструментов в монгольской музыке. Вокальное искусство также имеет давнюю традицию, которое получило наиболее яркое выражение в т. н. «протяжных песнях». Некоторые из этих песен («Пороги Керулена», «Вершина счастья и благополучия» и т. д.) известны с XVII века, и манера их исполнения бережно передается из поколения в поколение. В XX веке начался синтез западной классической музыки с традиционной монгольской (опера «Три печальных холма», музыкальные пьесы композитора С. Гончигсумла). Со второй половины XX в. стал развиваться эстрадно-джазовый жанр. В настоящее время в Монголии получили распространение все направления классической и популярной музыки.

Спорт.
Наадам — один из двух традиционных национальных праздников Монголии наряду с Цаган саром; ежегодные празднества проходят по всей Монголии с 11 по 13 июля. Игры состоят из монгольской борьбы, стрельбы из лука и конных скачек.
В современных видах спорта монголы традиционно сильны в одиночных видах. Это бокс, вольная борьба, дзюдо, пулевая стрельба. По числу олимпийских наград, приходящихся на душу населения, Монголия опережает многие высокоразвитые страны. Активными темпами развивается довольно экзотические виды спорта для монголов, как бодибилдинг и пауэрлифтинг.
Очень хороших результатов монголы добились в священном для Японии виде борьбы сумо. С конца XX века монголы безраздельно властвуют в этом виде спорта. В высшем дивизоне борются 42 борца; из них 12 монголов. До недавнего времени, высшим титулом японской национальной борьбы ёкодзуна обладали 2 монгола, но после отставки ёкодзуны Асашёрю (Долгорсурэн Дагвадорж) в январе 2010 года на дохё выступал только один «Великий Чемпион» — Хакухо (Давааджаргал Мунхбат). На 16 июля 2014 года на дохё выступают ещё 2 монгольских ёкодзуны: Харумафудзи-Солнечный Конь (Даваанямын Бямбадорж) с 2012 года и Какурю-Журавль-Дракон (Мангалжалавын Ананд) с 2014 года.

Транспорт в Монголии.
В Монголии есть автомобильный, железнодорожный, водный (речной) и воздушный транспорт. Для судоходства доступны реки Селенга, Орхон и озеро Хубсугул.
В Монголии две основные железнодорожные магистрали: железная дорога Чойбалсан-Борзя связывает Монголию с Россией, а Трансмонгольская железная дорога — начинается с Транссибирской железной дороги в России в городе Улан-Удэ, пересекает Монголию, проходит через Улан-Батор, а затем через Замын-Уудэ уходит в Китай на Эрэн-Хото, где присоединяется к китайской железнодорожной системе.
Большинство сухопутных дорог в Монголии — гравийные или грунтовые. Есть дороги с твёрдым покрытием от Улан-Батора к российской и китайской границе, и от Дархана.
Монголия имеет ряд внутренних аэропортов. Единственный международный аэропорт — Международный аэропорт Чингисхан вблизи Улан-Батора. Прямое воздушное сообщение существует между Монголией и Южной Кореей, Китаем, Японией, Россией, Казахстаном и Германией.
Морской флот.
Монголия является второй (после Казахстана) по территории страной в мире, не имеющей прямого выхода ни к какому океану. Тем не менее, это не помешало ей в феврале 2003 года зарегистрировать свой судовой регистр (The Mongolia Ship Registry Pte Ltd).

Поделиться:
VKFacebookTwitterGoogle+LiveJournalMail.RuOdnoklassniki

Монголия, Mongolia информация для путешественников читать, Монголия, Mongolia информация для путешественников помощь, Монголия, Mongolia информация для путешественников онлайн